Колодец, из которого не хочется вылезать - «Компьютеры и интернет»
Релиз Animal Well напомнил о временах Fez, когда просто любопытный на первый взгляд проект оказывался буквально переполнен секретами, которые игроки всем сообществом с упоением искали. О том, почему новинка будет входить во все будущие списки лучших метроидваний, рассказываем в рецензии
Жанр Платформер
Издатель Bigmode
Разработчик Billy Basso
Системные требования Процессор с частотой 1 ГГц, 1 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12, 40 Мбайт на жёстком диске
Дата выхода 9 мая 2024 года
Локализация Текст
Возрастной ценз От 12 лет
Платформы PC, PlayStation 5, Nintendo Switch
Играли на PlayStation 5
Когда блогеры и журналисты беспощадно критикуют какую-то игру, в комментариях им часто отвечают, что сначала им самим стоит попробовать что-то сделать, а уже потом оценивать других. Ютубер videogamedunkey, на которого подписано более 7 млн человек, пошёл иным путём — он открыл собственное игровое издательство. Дебютной игрой, вышедшей под его надзором, стала Animal Well от разработчика-одиночки. И есть ощущение, что этим релизом Данки задрал планку чрезвычайно высоко. Проект легко может носить звание «Fez нашего времени»: это столь же восхитительный платформер — маленький и уютный снаружи, но при этом глубокий внутри и богатый на секреты, многие из которых еще только предстоит найти.
В мире животных
В метроидваниях мы привыкли к тому, что в начале нам показывают видеоролик, потом нужно читать диалоги, вникать в сюжет, разблокировать одну за другой новые области и постепенно получать способности. Animal Well устроена иначе — главный герой, похожий на Колобка, вылезает из какого-то бутона и может идти куда угодно. На пути встречаются белки, коты, собаки, горностаи, но все они разбегаются в ужасе при виде нас. Это действительно колодец с животными, как утверждает название игры, но что конкретно это за место — непонятно. Спойлер: понятно так и не станет.
В этом и состоит прелесть Animal Well — здесь загадочно абсолютно всё, а потому всё хочется изучать. Когда впервые берёшь управление протагонистом, игра не указывает, куда нужно идти и что делать. Можно отправиться направо, можно — налево, можно воспользоваться лестницей или, наоборот, свалиться в пропасть. Перемещаясь из стороны в сторону, подбираешь то фрукты, которые восстанавливают здоровье, то шутихи, взрывающиеся с непривычно красивым для пиксельных игр эффектом. Зачем они? Эксперименты в разных комнатах покажут.
Со временем осознаёшь, что здесь нет правильного способа пройти игру. В метроидваниях ты обычно видишь, что вот этот регион раскрашен на карте характерным цветом, поэтому для доступа к нему явно нужен двойной прыжок или, скажем, рывок. Здесь же локации сплетены настолько мастерски, что, по ощущениям, проходить их можно в любом порядке. По крайней мере, мой порядок отличался от того, что я потом видел в прохождениях на YouTube. Поэтому в игре нет указателей — куда хочешь, туда и иди. Где видишь головоломки, там их и разгадывай. А в некоторых случаях можешь упростить себе задачу, если уже получил какой-то гаджет и можешь необычным образом его применить, чтобы найти секрет или вообще пропустить комнату.
Хотя «гаджеты» — слишком громкое слово для здешних предметов в инвентаре. Это детские игрушки: йо-йо, «шагающая» пружинка, фрисби и так далее. Помните, я упоминал выше рывки и двойные прыжки? Здесь такой банальщины нет и в помине. Вместо двойного прыжка, к примеру, мыльные пузыри — вы создаёте в воздухе пузырь, и он служит платформой, которая опускается под вашим весом и исчезает при соприкосновении с потолком или стеной. При создании нового пузыря старый лопается, но даже такое ограничение не мешает проделывать забавные трюки и проникать в труднодоступные места. Это справедливо для большинства предметов — тот же метательный диск хорош для переключения рычагов, до которых трудно допрыгнуть, но ему можно найти и другое применение.
Объяснять механики игра не будет, но это и не нужно — разнообразные комнаты отлично справляются с тем, чтобы игрок дошёл до всего сам. Количество уникальных ситуаций и головоломок не перестаёт впечатлять — классных идей так много, что иногда даже жаль, что они используются только в одной маленькой локации и затем не повторяются. Тут будут и ряды летящих вверх пузырей, по которым нужно прыгать, и погони с участием призраков, и переключение рычагов с помощью других животных или своих игрушек. Некоторые загадки решаются прямо на месте, а некоторые потребуют проделать немаленький путь, чтобы что-то забрать или куда-то нажать. Здесь никогда не бывает скучно — когда находишь путь к месту, в котором ещё не был, даже
предположить не можешь, что тебя там ждёт.
Всё глубже
Основная задача — собрать отмеченные на карте огоньки, которых всего четыре, и справиться с этим можно часов за шесть. Но в реальности на игру потратишь значительно больше времени, поскольку постоянно будешь отвлекаться на побочные развлечения. Например, здесь чуть ли не в каждой третьей комнате есть закрытые двери — каждый раз хочется попробовать открыть их с противоположной стороны, чтобы навсегда разблокировать эти проходы и быстрее перемещаться в пространстве. А там — новые загадки, к которым удобно перескакивать благодаря вновь открывшимся срезкам. Есть точки сохранения, но телепортироваться между ними нельзя. Есть быстрое перемещение, но работает оно не так, как в других метроидваниях, — увидите сами, если догадаетесь, как его включить.
Попутно занимаешься поиском многочисленных секретов, в том числе разноцветных яиц (их больше полусотни). Это не просто коллекционные предметы для «ачивки» — за них можно получить кое-какие ценные призы. Но и без наград любители метроидваний наверняка с удовольствием за ними бы побегали — когда видишь на карте подсказку, намекающую, что вон в той комнате есть спрятанная дыра в потолке, отказать себе в удовольствии и не вернуться туда невозможно. Для тех, кто любит изучать всё вдоль и поперёк, Animal Well станет настоящим подарком — она постоянно награждает за любопытство и делает это значительно лучше, чем многие другие метроидвании.
Удивляет и полное отсутствие боевой системы. Обычно главные герои таких игр как минимум умеют драться, но здешний протагонист вообще не способен дать отпор. Здоровья у него мало, оружия нет, но оно и не сильно нужно. Агрессивные животные не встречаются — если они и доставляют неудобства, то делают это не со зла. Покрытые иголками ёжики занимаются своими делами и не виноваты, что вы решили к ним прикоснуться. Цапли ищут в водоёмах еду — это вы к ним под клюв полезли. Собаки скучают в четырёх стенах и хотят поиграть, а протагонист очень удачно выглядит как шарик, который ещё и двигается. Навредить хотят лишь призраки, и в случае с ними приходится пользоваться предметами из инвентаря — не всех удастся прогнать или устранить, но ненадолго защитить себя получится.
Главный секрет Animal Well — в её обманчивой простоте. Чем дальше проходишь, тем глубже она оказывается — слово «колодец» в названии не просто так. Даже если бы она просто закончилась после сбора всех четырёх огоньков, её всё равно можно было бы рекомендовать всем любителям жанра — это чудесная метроидвания с нестандартной структурой и потрясающим разнообразием ситуаций и механик. Однако это далеко не всё, что она может предложить. Animal Well и после титров таит в себе немало секретов — как очевидных, так и тех, ради которых на Reddit и форумах Steam множатся ветки обсуждений. Помимо яиц, есть другие коллекционные предметы. Животные встречаются на пути не просто так. Загадочные часы с тремя циферблатами тоже что-то значат. И так далее, и тому подобное.
Сообщество было готово к такому — создатель игры давно говорил в интервью о трёхслойности Animal Well. Первый слой подойдёт обычным игрокам, которые предпочитают просто дойти до титров и на этом закончить. Второй предназначен для любителей секретов и второстепенных развлечений вроде сбора коллекционных предметов и зачистки карты. А третий рассчитан на тех, кто любит головоломки, которые практически невозможно решить без посторонней помощи. Если бы игра была плохой или даже средней, вряд ли многие решились бы погружаться в третий слой, но Animal Well получилась замечательной — потому сообщество так активно её сейчас обсуждает.
***
Идейно схожих с Animal Well игр не так много — обычно разработчики стараются не прятать слишком многое от посторонних глаз. Навскидку можно вспомнить Fez, Tunic и The Witness — на первый взгляд простые, но при внимательном знакомстве открывающие прямо-таки бездны. И объединяет их то, что даже без этих секретов, тайн и загадочных неочевидных механик они сами по себе являются достойнейшими представительницами своих жанров. В случае с каждой из них хочется стереть себе память, чтобы ещё раз пройти впервые. Подобные игры выходят очень редко, но каждый раз ими трудно не восхищаться.
Достоинства:
большой загадочный мир, который интересно исследовать;
отсутствие указателей и единственно верного направления позволяет изучать локации в любом порядке;
множество разнообразных головоломок и ситуаций — никогда не знаешь, что ждёт дальше;
необычные для метроидваний «гаджеты», которые не так просты, как кажется на первый взгляд;
огромное количество секретов — и до титров, и особенно после.
Недостатки:
точки сохранения порой расположены слишком далеко друг от друга.
Графика
Хотя может показаться, что экран перегружен тёмными пикселями, на деле графика не вызывает дискомфорта. Некоторые визуальные эффекты вроде взрывов впечатляют качественной прорисовкой.
Звук
Загадочная музыка не мешает разгадывать головоломки, но больше всего меня порадовали звуки DualSense при взаимодействии с предметами — еле слышные, но отлично погружающие в атмосферу.
Одиночная игра
Нестандартная метроидвания, с которой можно расстаться сразу после титров, но лучше остаться и продолжить исследование мира.
Оценочное время
прохождения
На основное прохождение уйдёт порядка 6 часов, после чего ещё несколько вечеров проведёшь за поисками оставшихся секретов.
Коллективная игра
Мультиплеера нет, однако некоторые загадки специально сделаны так, чтобы игроки совместно искали решения.
Общее впечатление
Замечательная метроидвания, которую будут вспоминать ещё очень долго благодаря её оригинальности и многослойности.
Оценка: 9,0/10