Не тянут - «Компьютеры и интернет»

Одновременный переход всех российских автозаводов на укороченную рабочую неделю вызван, чтобы кто не говорил, феноменальным затовариванием складов. Отечественные автомобили оказались россиянам не нужны. Сами производители винят Центробанк, но что-то подсказывает, что «бревно» традиционно было не замечено. Согласны с такой постановкой вопроса и эксперты. Подробности — на портале «АвтоВзгляд».
Отечественный автомобиль, доступный в покупке и понятный в обслуживании и содержании, был логичным выбором российского автомобилиста в любой сложной ситуации: запчасти будут, а починим сами, хоть на коленке. Более того, логику выбора подкрепляла и цена: сделанные в России машины всегда были самым дешевым предложением.
Однако в 2025-ом году ситуация изменилась настолько, что россияне вовсе отказались от идеи приобретения нового автомобиля, а если уж не оставалось выбора — шли на «вторичку» или смотрели в сторону «китайцев». Итог закономерен: отечественные конвейеры просто остановились. Затоваренные склады отправили в отпуска и на короткую рабочую неделю целые подразделения сотрудников автомобильных компаний, а те, кто посообразительнее, начали поглядывать «на сторону» в поисках новой работы.
Безусловно, ситуация будет меняться в лучшую сторону, когда ЦБ «отпустит затяжку»: снижение ключевой ставки уже «взбодрило» продажи новых авто, в том числе и отечественных, однако до выправления ситуации еще очень и очень далеко. С высокой долей вероятности, одного лишь снижения кредитных ставок отечественным автозаводам будет недостаточно для необходимого роста продаж.
— Слабый спрос на новые отечественные авто сегодня обусловлен несколькими факторами, — комментирует создавшееся положение начальник управления автокредитования «Инго Банка» Андрей Еременко. — Во-первых, существует имиджевая проблема: для многих людей отечественный автомобиль по-прежнему не ассоциируется с престижем. Это не просто предвзятость, а результат многолетнего опыта владения, который не всегда был положительным.
Во-вторых, ограниченный модельный ряд также играет свою роль: отечественные производители предлагают в основном автомобили эконом-класса, в то время как потребители желают видеть более разнообразные модели, такие как кроссоверы и пикапы. Кроме того, проблемы с качеством остаются актуальными. Хотя оно и улучшилось, но все еще далеко от идеала.
Проблемы с электрикой, лакокрасочным покрытием и сборкой продолжают беспокоить покупателей, предпочитающих переплатить за более надежный автомобиль, чтобы избежать возможных «сюрпризов». Недостаток инноваций также сказывается на спросе: производители пока не предлагают полноценных «гибридов» или продвинутых систем помощи водителю. Наконец, уровень сервиса в дилерских центрах оставляет желать лучшего, что также останавливает покупателей. Проблемы с запчастями и некомпетентный персонал создают дополнительные барьеры для потенциальных клиентов, — резюмирует собеседник портала «АвтоВзгляд».
— Российские автопроизводители испытывают сложности в конкурентной борьбе, — соглашается с коллегой директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex Иларион Демчиков. -Соотношение цены и качества отечественных автомобилей пока не всегда соответствует ожиданиям потребителей, которые ждут доступных моделей с характеристиками глобальных аналогов.
Опыт предыдущих лет сформировал определенные стереотипы относительно надежности российских брендов. Ограниченное международное сотрудничество замедляет внедрение современных технологий, а отечественные производители материалов продолжают работать над улучшением качества компонентов от пластиков до стекла, — уверен эксперт.
Однако ключевая, похоже, причина лежит намного глубже и, как следствие, решаться будет намного дольше, чем озвученные выше. Более того, совершенно не факт, что вообще когда-либо решится. Утратив фирменную и, как показала практика, краеугольную свою особенность — изначально низкую (заметно, в разы ниже, чем у конкурентов) цену, отечественный автомобиль потерял и своего потребителя.
— Скептическое отношение к отечественным машинам самое, без преувеличения, объединяющее чувство наших автолюбителей. Поводов для этого множество, но самая справедливая претензия, на мой взгляд, касается несоответствия цены и качества, — считает руководитель Управления по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев. — «Дотационное» существование нашего автопрома ставит его
в особые условия, при которых развитие отходит на второй план, зато ценники растут со всем рынком.
Очень хочется надеяться, что анонсированные тем же АВТОВАЗом недавно новинки изменят ситуацию. Однако в целом, к сожалению, особый «самобытный» путь стал для отечественных производителей ловушкой, в которой они рассчитывают на защиту государства без всякой связи с покупательскими запросами, изменившимися за последние десять-двадцать лет", — сетует г-н Корнев.
И с ним очень сложно не согласиться: дешевое, как известно, плохим не бывает. Но стоит поднять цену, уравнять ее с конкурентами и начать играть «в рынке», как вылезают сложности. Да в таком количестве, что приходится конвейеры останавливать. И решение, как всегда, будут искать сначала в чужом глазу, а потом, так же традиционно, в государственном бюджете. Потому что иначе придется признать собственную недоработку...