Дорогой и дефицитный? - «Компьютеры и интернет» » Инсайдер новостей.
Все новости мира
на одном сайте

Дорогой и дефицитный? - «Компьютеры и интернет»

Дорогой и дефицитный? - «Компьютеры и интернет»
Новости России / Здравоохранение / Последние новости / Происшествия / Теннис / Путешествия / Бокс / Общество / СТАТЬИ
18:00, 26 август 2025
6
0

Из нескольких регионов страны приходят новости о проблемах с бензином (Приморье, Крым). Причем на фоне роста цен, который, как прогнозируют некоторые аналитики, продолжится. Однако правительство уже предпринимает меры, которые должны дать эффект через сравнительно короткое время. Что происходит?

Сошлись несколько факторов. Надо признать, еще с советских времен летние трудности с бензином, нет-нет, да и возникали. Раньше — по причине того, что летом традиционно НПЗ останавливают на плановый ремонт, что повышает требования к логистике, которые не выполняются. Теперь к плановому ремонту добавился внеплановый: в последнее время ВСУ возобновили регулярные атаки на объекты ТЭК, под удар попали в том числе несколько крупных НПЗ. Это еще больше сократило предложение на рынке, и он ответил привычно — повышением цен, начиная с оптовых (биржевых) и заканчивая розничными. Однако, поскольку на розничном рынке бензина действуют определенные ценовые ограничения, то цены на АЗС не взлетели до небес, ликвидировав дефицит путем резкого сокращения потребления, а выросли умереннее, чем биржевые цены. Такой вот парадокс. Третья причина — логистика: доставка в дальние регионы (а также в Крым) затруднена из-за дефицита железнодорожных цистерн определенного качества. Наконец, есть сезонные традиционные причины: уборочные работы резко повышают спрос на топливо, плюс люди активнее путешествуют, поэтому особенный «затык» возник в регионах с увеличенным туристическим потоком.

Для защиты внутреннего рынка от резких ценовых колебаний несколько лет назад придумали демпфер. Этот механизм предполагает компенсацию нефтекомпаниям разницы между внутренними и экспортными ценами на бензин и дизель за те объемы, которые они поставили на российский рынок. Производители нефтепродуктов получают компенсации, если оптовые котировки на бирже не превышают установленную Налоговым кодексом условную цену более чем на 10% для бензина и на 20% для дизтоплива (на 2025 год — 60,45 тыс. руб. за тонну и 57,2 тыс. руб. за тонну соответственно). В результате за первую половину 2025 года нефтекомпании в рамках механизма получили 544,7 млрд руб., а за весь 2024-й — 1,815 трлн руб. При этом к началу августа оптовые котировки бензина достигли своего пика. Так, стоимость (оптовая, повторим) АИ-95 превысила в моменте уровень 80,5 тыс. руб. Цены на АИ-92 скакнули почти до 71 тыс. за тонну.

Сейчас рассматривается повышение порога отклонения от индикаторов в топливном демпфере, после которого нефтяники перестают получать выплаты из бюджета. По бензину они могут постепенно вырасти: сначала — до 15%, а затем — до 20%, но окончательные параметры не раскрывались. Изменения в Налоговый кодекс могут быть внесены осенью.

Пока же к началу августа розничная продажа бензина уже была убыточной. Так, на 1 августа средняя по стране чистая маржа торговли автобензином на АЗС составляет 1,1 руб. на литр для АИ-92 и 1,4 руб. на литр для АИ-95. Причина — высокие отпускные цены НПЗ. Но не это ли причина дефицита топлива в ряде регионов? В этом плане некоторые предлагают применять прямые субсидии для АЗС в отдаленных регионах и создавать стратегический запас топлива для экстренного «затыкания дыр» там, где они возникают.

Другая мера по стабилизации рынка — запрет на экспорт бензина. Он, скорее всего, будет продлен до конца сентября или вообще надолго.

По идее, дефицита топлива в России быть не должно. В нашей стране построено более 100 НПЗ общей мощностью более 300 млн тонн в год. Они при этом работают не на полную мощность, ориентируясь на платежеспособный спрос. В 2024 году объем первичной переработки нефти сократился на 3,1%, до 266,5 млн тонн, выпуск разных сортов бензина превысил 41 млн тонн, дизеля — 81 млн тонн. В этом году прогнозировался прирост производства. И он-таки по бензину за первое полугодие и наблюдался — плюс 3,5% год к году. На внутренний рынок идет до 90% производимого бензина, до 85% авиакеросина и до 60% дизеля. Таким образом, даже при падении
реальных объемов выпуска до 15% (с учетом неполной загрузки НПЗ по стране) дефицита быть все равно не должно. А если он есть — в ряде регионов по АИ-95 — то носит сугубо временный характер.

Тем не менее, повышение розничных цен на бензин многие эксперты считают неизбежным: за АИ-92 — до 72 рубля за литр, на АИ-95 — до 78,5 рубля. Но есть ощущение, что правительство попробует все же сдержать рост цен до такого уровня. Хотя бы чтобы не разгонять инфляцию. Инструменты влияния на цены есть в избытке, включая в крайнем случае его импорт из стран ЕАЭС. Эти меры в совокупности могут, возможно, удержать цены в среднем на уровне 65–68 рублей. Пока с начала года по начало августа бензин подорожал лишь на 5,7%, при индексе потребительских цен с начала года 4,2%. Впрочем, самое верное средство борьбы с повышением цен и дефицитом — увеличивать производство. А если ничего не делать, то и до карточек на топливо дело дойдет.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Из нескольких регионов страны приходят новости о проблемах с бензином (Приморье, Крым). Причем на фоне роста цен, который, как прогнозируют некоторые аналитики, продолжится. Однако правительство уже предпринимает меры, которые должны дать эффект через сравнительно короткое время. Что происходит?Сошлись несколько факторов. Надо признать, еще с советских времен летние трудности с бензином, нет-нет, да и возникали. Раньше — по причине того, что летом традиционно НПЗ останавливают на плановый ремонт, что повышает требования к логистике, которые не выполняются. Теперь к плановому ремонту добавился внеплановый: в последнее время ВСУ возобновили регулярные атаки на объекты ТЭК, под удар попали в том числе несколько крупных НПЗ. Это еще больше сократило предложение на рынке, и он ответил привычно — повышением цен, начиная с оптовых (биржевых) и заканчивая розничными. Однако, поскольку на розничном рынке бензина действуют определенные ценовые ограничения, то цены на АЗС не взлетели до небес, ликвидировав дефицит путем резкого сокращения потребления, а выросли умереннее, чем биржевые цены. Такой вот парадокс. Третья причина — логистика: доставка в дальние регионы (а также в Крым) затруднена из-за дефицита железнодорожных цистерн определенного качества. Наконец, есть сезонные традиционные причины: уборочные работы резко повышают спрос на топливо, плюс люди активнее путешествуют, поэтому особенный «затык» возник в регионах с увеличенным туристическим потоком. Для защиты внутреннего рынка от резких ценовых колебаний несколько лет назад придумали демпфер. Этот механизм предполагает компенсацию нефтекомпаниям разницы между внутренними и экспортными ценами на бензин и дизель за те объемы, которые они поставили на российский рынок. Производители нефтепродуктов получают компенсации, если оптовые котировки на бирже не превышают установленную Налоговым кодексом условную цену более чем на 10% для бензина и на 20% для дизтоплива (на 2025 год — 60,45 тыс. руб. за тонну и 57,2 тыс. руб. за тонну соответственно). В результате за первую половину 2025 года нефтекомпании в рамках механизма получили 544,7 млрд руб., а за весь 2024-й — 1,815 трлн руб. При этом к началу августа оптовые котировки бензина достигли своего пика. Так, стоимость (оптовая, повторим) АИ-95 превысила в моменте уровень 80,5 тыс. руб. Цены на АИ-92 скакнули почти до 71 тыс. за тонну. Сейчас рассматривается повышение порога отклонения от индикаторов в топливном демпфере, после которого нефтяники перестают получать выплаты из бюджета. По бензину они могут постепенно вырасти: сначала — до 15%, а затем — до 20%, но окончательные параметры не раскрывались. Изменения в Налоговый кодекс могут быть внесены осенью. Пока же к началу августа розничная продажа бензина уже была убыточной. Так, на 1 августа средняя по стране чистая маржа торговли автобензином на АЗС составляет 1,1 руб. на литр для АИ-92 и 1,4 руб. на литр для АИ-95. Причина — высокие отпускные цены НПЗ. Но не это ли причина дефицита топлива в ряде регионов? В этом плане некоторые предлагают применять прямые субсидии для АЗС в отдаленных регионах и создавать стратегический запас топлива для экстренного «затыкания дыр» там, где они возникают. Другая мера по стабилизации рынка — запрет на экспорт бензина. Он, скорее всего, будет продлен до конца сентября или вообще надолго. По идее, дефицита топлива в России быть не должно. В нашей стране построено более 100 НПЗ общей мощностью более 300 млн тонн в год. Они при этом работают не на полную мощность, ориентируясь на платежеспособный спрос. В 2024 году объем первичной переработки нефти сократился на 3,1%, до 266,5 млн тонн, выпуск разных сортов бензина превысил 41 млн тонн, дизеля — 81 млн тонн. В этом году прогнозировался прирост производства. И он-таки по бензину за первое полугодие и наблюдался — плюс 3,5% год к году. На внутренний рынок идет до 90% производимого бензина, до 85% авиакеросина и до 60% дизеля. Таким образом, даже при падении реальных объемов выпуска до 15% (с учетом неполной загрузки НПЗ по стране) дефицита быть все равно не должно. А если он есть — в ряде регионов по АИ-95 — то носит сугубо временный характер. Тем не менее, повышение розничных цен на бензин многие эксперты считают неизбежным: за АИ-92 — до 72 рубля за литр, на АИ-95 — до 78,5 рубля. Но есть ощущение, что правительство попробует все же сдержать рост цен до такого уровня. Хотя бы чтобы не разгонять инфляцию. Инструменты влияния на цены есть в избытке, включая в крайнем случае его импорт из стран ЕАЭС. Эти меры в совокупности могут, возможно, удержать цены в среднем на уровне 65–68 рублей. Пока с начала года по начало августа бензин подорожал лишь на 5,7%, при индексе потребительских цен с начала года 4,2%. Впрочем, самое верное средство борьбы с повышением цен и дефицитом — увеличивать производство. А если ничего не делать, то и до карточек на топливо дело дойдет.
Комментарии (0)
Добавить