Простая история об инопланетном вторжении - «Компьютеры и интернет»
Somerville — игра от одного из создателей Limbo и Inside, с таинственным и любопытным зачином. И надежды на неё были, соответственно, весьма высокие. Оправдались ли они и достойна ли новинка сравнения со знаменитыми платформерами, рассказываем в рецензии
Жанр Платформер
Издатель Jumpship
Издатель в России Отсутствует
Разработчик Jumpship
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Quad Q6600 2,4 ГГц / AMD Phenom II X4 820 2,8 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 630 / AMD Radeon HD 6570, 3 Гбайт на жёстком диске
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-920 Quad 2,67 ГГц / AMD Phenom II X4 945 3,0 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 660 / AMD Radeon R9 270
Дата выхода 15 ноября 2022
Возрастной ценз От 16 лет
Локализация Не предусмотрена
Платформы PC, Xbox Series X, Xbox Series S, Xbox One
Играли на Xbox Series S
Когда в видеоиграх инопланетяне нападают на Землю, обычно главный герой берёт в руки первую попавшуюся пушку и идёт крошить пришельцев. В Somerville всё иначе — здесь протагонист не был готов к встрече с внеземными существами, да ещё и обрёл странную способность, когда установил контакт с одним из них. Поэтому он бежит без оглядки. Куда? Непонятно. Но всё же бежит, по пути решает загадки и прячется от врагов.
Война миров
Одна из главных причин, почему на Somerville кто-то вообще обратил внимание, связана с её авторами. Коллектив Jumpship, выпустивший эту игру, собрал Дино Патти (Dino Patti), основатель студии Playdead. Та знаменита благодаря Limbo и Inside, одним из самых известных современных платформеров. В 2017 году Патти ушёл из Playead, и на протяжении четырёх с лишним лет его новая команда работала над Somerville.
Так что сравнивать новинку с той же Inside не совсем корректно — всё-таки их объединяет лишь один человек. Вот только не проводить параллели невозможно: такое же приключение без слов, за происходящим мы почти всегда так же наблюдаем с видом сбоку, нажимаем на кнопки и рычаги для решения головоломок. Сходства довольно много, но сравнение отдельных составляющих происходит не в пользу Somerville.
История, к примеру, менее загадочная, а потому и не настолько интересная. Начинается она в доме, где семья, состоящая из мужа, жены, ребёнка и собаки, спит перед включённым телевизором. Вдруг начинается землетрясение, сверкают молнии, одна из которых попадает в машину, спастись никак не удаётся — приходится бежать в подвал и прятаться там. Муж теряет сознание, а когда просыпается, рядом с ним бегает лишь собака — жена и ребёнок куда-то делись. Вдобавок его рука теперь может генерировать электричество, и этот навык помогает протагонисту уничтожать инопланетный мусор, которым теперь завалено окружение.
То есть сюжет более-менее понятен: пришельцы прилетели и всё разрушили, а мы ищем семью. Лишь в последние полчаса история начинает разгоняться и подбрасывать интересные подробности, которые могут вызвать в сообществе хоть какие-то обсуждения. До этого происходящее больше напоминает голливудский фильм-катастрофу, где дороги заставлены разбитыми и брошенными машинами, вывески покорёжены, а в земле много воронок от взрывов. Если в Inside повествование через окружение было очень насыщенным, то здесь его толком
нет.
Путь в никуда
К сожалению, геймплей Somerville тоже хвалить не за что. Главная проблема связана с глубиной локаций — двигаться здесь можно не только влево и вправо, но и «внутрь». А поскольку камера в большинстве случаев или остаётся неподвижной, или перемещается по одной оси, управлять персонажем бывает непросто. То не заметишь проход в стене, то неправильно рассчитаешь, как далеко нужно идти до какой-нибудь кнопки, — дизайн локаций задачу отнюдь не упрощает.
Вдобавок персонаж еле передвигается. Иногда он всё же переключается на бег, когда его жизнь в опасности, но чаще всего протагонист ходит очень медленно, тем самым наказывая вас за ошибки. Пошли не в ту сторону и уткнулись в тупик? Теперь волочите ноги обратно.
Головоломки тоже разочаровывают. Поскольку персонаж умеет только проводить ток, хватаясь за лампочки и генераторы, решения почти всегда находишь довольно быстро. Ближе к середине игры герой учится не только разрушать инопланетные постройки, но и «замораживать» их, однако на сложность задачек это не влияет. Мало того, в финальной трети игры о головоломках вообще забывают практически полностью. Заключительные эпизоды — самые красивые в Somerville и самые слабые в геймплейном плане.
Порой возникает ощущение, что в начале цикла разработки игра была более амбициозной. Некоторые участки будто бы должны содержать в себе пазлы, но на деле игрок просто пробегает их, ни с чем не взаимодействуя. Про мелких угловатых существ, которые в начале игры помогают персонажу решать головоломки, полностью забывают во второй половине прохождения. Особенно забавно, насколько главному герою плевать на собаку, которая сопровождает его в начале пути, — четвероногого не то что приласкать нельзя, питомца вообще для протагониста будто не существует. Но ведь её добавляли в игру, значит, это делали ради чего-то…
Отдельного упоминания заслуживает скверная оптимизация. Падающей кадровой частотой Somerville «радует» уже во вступительном ролике, и наблюдать 15 кадров/с приходится каждый раз, когда на экране появляется хоть какой-то спецэффект. Финальные эпизоды из-за этого страдают особенно сильно, что полностью разрушает атмосферу. Происходит это не только на Xbox Series S, но и на компьютерах с современными видеокартами — нет платформ, на которых игра работает стабильно.
При этом нельзя сказать, что Somerville — ужасная или даже плохая игра. Если загрузить её по подписке Game Pass и потратить один вечер на прохождение, слишком сильно жалеть о потраченном времени не придётся. Как минимум визуально она хороша — есть очень зрелищные и неожиданные эпизоды, ради которых игра будто бы и создавалась. Жаль, конечно, что оптимизация отсутствует, но как минимум ради этих моментов Somerville стоит пройти. Только не сейчас, а после патчей, устраняющих «тормоза».
* * *
От Somerville ждали гораздо большего, учитывая то, что один из её создателей приложил руку к Limbo и Inside. Получилось типовое, ничем не запоминающееся приключение, которое не всколыхнет волну обсуждений и довольно быстро забудется. Почти все элементы не дотягивают до заданной индустрией планки качества: и повествование так себе, и головоломки излишне простые, и скачущая кадровая частота мешает получать удовольствие. Красиво, но пусто.
Достоинства:
приятная графика;
более-менее понятная история, в отличие от очевидных источников вдохновения;
малая продолжительность позволяет игре не надоесть до финала.
Недостатки:
повествование через окружение либо скучноватое, либо вовсе отсутствует;
головоломки простые и их очень мало;
неудобное управление, проблемы которого особенно заметны из-за медлительности протагониста;
оптимизация отсутствует.
Графика
Игра практически целиком держится на симпатичном визуальном стиле с красивыми спецэффектами — без этого интерес терялся бы очень быстро.
Звук
Простенький саундтрек — приятно звучит, но ничем не выделяется.
Одиночная игра
Приключение в духе Limbo и Inside с несколькими
концовками. Главы можно выбирать в меню, так что с просмотром всех возможных финалов трудностей не возникнет.
Оценочное время прохождения
От трёх часов.
Коллективная игра
Не предусмотрена.
Общее впечатление
Симпатичный, но недоделанный и банальный платформер. Хоть это и игра от одного из создателей Limbo и Inside, не ждите чего-то столь же захватывающего и запоминающегося.
Оценка: 5,0/10