«Серпухов для меня – большая тема»: Ирина Даникова рассказывает о красоте и творческом пространстве города
Фото из личного архива Ирины Даниковой
Красота — из детства
— Ирина, Ваше творчество тесно связано с нашим городом. Откуда это?
— Я родилась и раннее детство провела в Серпухове. Здесь во Владычной слободе, рядом с Сосновым бором мы жили. Потом мои родители переехали в Москву, и в школе я училась уже там, но каждое лето Серпухов притягивал меня, и я проводила здесь все каникулы у бабушки с дедушкой. Я так и говорю: «Мое детство прошло в самом сердце Серпухова». Этот город для меня дорог.
— Вы не являетесь профессиональным художником в прямом смысле этого слова. Но Ваши картины привлекают зрителя. Когда зародилась тяга к творчеству?
— Любовь к творчеству была всегда, сколько себя помню — декорации к самодеятельным театральным постановкам, стенгазеты. И, конечно, вдохновляли прогулки по старому Серпухову, удивительные пейзажи соснового бора, затон, Нара, Ока. Да, действительно, у меня техническое образование — инженер-конструктор. Но рисовать я уже пробовала во время учебы. Правда первое время это были простые зарисовки, небольшие акварели, скетчи. Времени было не много, жила всегда очень активно, работала менеджером в крупных концернах в Германии и России. Но красота пейзажа и архитектуры всегда притягивала меня.
— Когда пришло решение серьезно заняться живописью?
— Где-то в году 2008‑м я начала показывать работы друзьям, знакомым, искать своего зрителя. Сначала картины случались редко — зарисовки и небольшие акварели, пробные маслом для себя и близкого круга под впечатлением путешествий по России и странам Европы, деловых поездок и туристических походов, посещений усадеб русских и французских писателей и художников. Времени в деловых и туристических поездках на рисование не хватало, поэтому в 2012 году прошла курс по скетчингу.
— Но скетчинг — это быстрые зарисовки, а как вы пришли к настоящему живописному формату?
— Захотелось большего. Появилась потребность не только самой видеть и ощущать мир, красоту природы, архитектуры, но и донести до других свое видение, ощущения, передать накопленные впечатления увиденного и пережитого. Отдельные наброски переносила маслом на холст, но для создания картин не хватало знаний и техники. Поэтому я постоянно что-то читала, дополняла личную библиотеку книгами о творчестве, искусстве, обучалась сама.
— То есть захотелось «раскрасить» и масштабировать мир своего творчества?
— Да. Хотелось ощущать мир во всех его красках и передавать чувства, свое видение ярко, насыщенно, лаконично. Поэтому я окончательно решила, что буду писать маслом на холсте, и этому нужно учиться!
Творчество — дело серьезное
— Сейчас идет развитие и становление Вас как художника?
— Именно так, процесс моего познания живописи не останавливается. С 2019 года — только масло! Я серьезно изучаю историю искусства, технику письма, как читать картины других художников, как писать самой — выбор сюжета, композиция, свет и цвет. С того же года я — ученица рыбинского живописца, члена Союза Художников Александра Григорьева-Саврасова: онлайн курсы и мастер-классы в студии по композиции, работе с цветом, пленэру и многое другое. Теперь за год собирается 50–60 этюдов маслом, две трети из которых становятся картинами.
— И вдохновляет Вас по-прежнему Серпухов?
— Безусловно! Серпухов для меня — большая тема. Но не только — парки Москвы, Мещерский край в окрестностях Егорьевска, где расположена моя дача, — тоже для меня интересны, любимы. Я называю это «моими мастерскими».
— Как называется техника, в которой Вы пишете?
— Реалистичный импрессионизм: чувства, ощущения, краски, свет, цвет, при этом сюжет должен быть понятен, места — узнаваемы. В пейзажах стараюсь точнее передать ландшафт, архитектуру. Старые домики, которым больше ста лет, монастыри и усадьбы — это мне все очень интересно.
— Ваша первая большая работа, про которую Вы бы могли сказать: «Да, вот это я делаю правильно, буду дальше двигаться в этом направлении».
— Наверно, это началось прошлым летом: у меня была удачная работа на Яблочный Спас. Я была на даче, сидела и читала книгу. Это было так романтично! Был такой августовско-осенний сюжет вокруг меня. И я подумала: «А что я сижу просто так? Это же надо запечатлеть». Ароматные яблоки, книгу, стол, цветы на столе. Я быстро все составила в композицию и написала натюрморт «Яблочный Спас». Попыталась передать это ощущение конца лета — начала осени. Говорят, получилось.
Яблочный спас
— И пришла уверенность в своих силах?
— Наверное, так можно сказать. Эта зима для меня стала, в каком-то смысле, знаковой. Я оказалась на празднике Крещения в Серпухове. Погода перед этим целую неделю была пасмурная, снежная. А крещенское утро было таким солнечным, радостным, что мне хотелось это написать маслом. Я побежала в Бор, пыталась ухватить это солнце, эти тени. А на следующий день в воздухе стояла такая легкая дымка, я писала клуб «Авиатор». Потом, когда я показала эти работы своему наставнику, коллегам, друзьям, то они сказали: «Да, это так, мы находимся вместе с тобой в этом бору, видим это солнце». Значит, у меня получилось передать эти чувства и ощущения. Потом несколько таких работ попали на выставку в Серпухове и понравились зрителям даже больше, чем наброски других мест.
Крещенское утро
— Как символично: Яблочный Спас, Крещение…
— Согласна, такие даты знаковые, и здорово, что они отражаются в моем творчестве. Я не знаю, как это происходит, но видимо что-то есть сверху. Какая-то рука меня ведет.
— Ваша выставочная деятельность насколько активно проходит?
— Если первые выставки были кулуарные, только для близких людей, то сейчас я стала выставляться больше и чаще. В прошлом году несколько работ возила в Санкт-Петербург, в этом году у меня выставки в Москве и Подмосковье. Приняла участие в Серпухове в «Летнем вернисаже». Появилось стремление и цель расти дальше, вступить в профессиональное сообщество и активнее выставляться, особенно в Серпухове. Мне очень понравилась здесь организация выставочного процесса.
Серпухов как вдохновение
— Что особенно Вас привлекает как художника в Серпухове?
— Я гуляю по старому городу. Это примерно от «Корстона» и в сторону Слободы: Кремль, Нара, плотина, затон и монастыри, которые со времен моего детства очень изменились. Я помню, еще девочкой, когда мы гуляли и играли, там были одни развалины, и мне думалось: «Какая была бы красота, если бы это было восстановлено, если бы увидеть какие они были раньше». И вот, прошли годы, и настало это время. Город стал меняться у него появилось очень много интересных, ярких точек, привлекающих туристов и гостей.
— Художники любят старину, а Серпухов быстро становится современным городом. Вас это волнует?
— В какой-то мере да. С развитием города некоторые старые дома исчезают. Вот это жаль. Для меня эти улочки, домики, резные ворота и наличники – тема сюжетов. Пока таких работ немного, но есть реально проложенные маршруты. Один из них — Владычный женский монастырь и вниз в сторону Нары. Второй — со стороны Владычной слободы с видом на Высоцкий мужской монастырь и к плотине. Уникальнейшая тема — ремонт плотины, я готовлю целую серию работ. Еще хочу запечатлеть путь к мужскому монастырю, по старым улочкам — Калужской и всем, что рядом. Здесь осталась старая архитектура — это просто волшебство. Была там весной: цветущие сады — это восхитительно!
— Ваше видение творческого пространства Серпухова.
— Мне очень нравится, что власти города сейчас уделяют огромное внимание культуре, истории, развитию архитектуры. Очень интересные выставки в Историко-художественном музее. В Музейно-выставочном центре получило развитие современное искусство, там в этом плане активная жизнь. Замечательно проходят выставки самодеятельных и профессиональных художников.
— А чего не хватает?
— Чего пока не хватает…Какой-то площадки типа арт-мастерской или арт-резиденции — точки, где художники могли бы собираться, работать, выставляться, обмениваться опытом и впечатлениями. Есть еще один аспект: когда 2–3 пленэра в день, то надо где-то передохнуть, оставить часть вещей — краски, мольберт, холсты. Вот такая точка в центре старого города была бы очень кстати.
— И вопрос личного впечатления от Вашего творчества: мне кажется, что Вы на картинах оставляете зрителю немного пространства для фантазии. Это так?
— Спасибо вам за это мнение! Очень хорошо, если так получается. На самом деле это одна из моих задач, потому что мне хочется не только передать свои ощущения, но и чтобы зритель тоже был со мной в этом месте. Когда я пишу, то пропускаю все через себя. А когда зритель смотрит на картину, он должен пропустить сюжет не через меня, а через свои ощущения, свое личное восприятие. Пусть каждый «дорисует» для себя то, что ему хочется добавить. Этому учусь, к этому стремлюсь, чтобы мои работы были с одной стороны узнаваемы, с другой давали возможность парить, когда на них смотришь, быть как бы внутри, подумать о чем-то своем. Тогда со зрителем мы будем на одной волне, и это здорово!
Справка: Ирина Николаевна Даникова родилась в Серпухове в 1966 году. Высшее техническое образование получила в Москве, затем дополнительное — в Европе (Гамбург), более 3‑х лет жила и работала в Германии. Постепенно творческое начало перевесило и привело к работе по направлениям маркетинг, международный PR, выставочный бизнес, к участию в образовательных проектах, международных фестивалях в области культуры и литературы. Тема работ — отражение современности с учетом неизменной красоты природы и сохранившейся русской и европейской архитектуры через личные чувства и впечатления. С 2020 года — участвует в международных онлайн конкурсах современного искусства. С 2021 года — участие в совместных выставках в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области (Серпухов, Реутов).Несколько работ находятся в частных коллекциях в Москве и Лондоне. Сейчас в работе серия этюдов и картин для проекта «Серпухов. Пешком сквозь время» и подготовка к персональной выставке в г. Серпухове весной 2023 года.