Пространство для воображения. Путь Парфенона от символа красоты к руинам - «Строительство» » Инсайдер новостей.
Все новости мира
на одном сайте

Пространство для воображения. Путь Парфенона от символа красоты к руинам - «Строительство»

Пространство для воображения. Путь Парфенона от символа красоты к руинам - «Строительство»
Новости России / Последние новости / Спорт / Здравоохранение / Теннис / Бокс / СТАТЬИ / Политика / Война / Наука / Видео Новости / Путешествия / Общество / News-Front
08:35, 02 август 2022
560
0


От "застывшей музыки" к экозданиям. Как меняется архитектура audio/mpegКак понять современную архитектуру. Продолжение audio/mpegПарфенон – храм богини Афины, где некогда находилась ее статуя высотой больше 10 метров. Памятник стоит в самом сердце греческой столицы на скале, возвышающейся над городом. О прошлом и настоящем Парфенона узнаете из материала радио Sputnik.ПарфенонГоворим архитектура – подразумеваем Парфенон. Этот величественный храм построен почти две с половиной тысячи лет назад. Он был и остается главной жемчужиной афинского Акрополя, символом мастерства древних зодчих. Каждый год достопримечательность привлекает миллионы посетителей. Уже почти полвека длится реставрация памятника. И хотя его лучшие дни давно миновали, он по-прежнему притягивает и своей красотой, и своей историей.ИсторияИнициатором строительства Парфенона стал правитель Афин – Перкил. С этим государственным деятелем связывают период высшего расцвета города – "периклов век". К этому времени греко-персидские войны закончились как нельзя лучше для эллинов, Афины по сути стали империей и распоряжались деньгами Афинского союза, созданного для борьбы с персами. К тому же у Перикла были амбиции превратить город в крупнейший религиозный и культурный центр Эллады. А на Акрополе – скале, возвышавшейся над полисом и служившей крепостью и резиденцией властей, уже имелась подходящая площадка: в начале V века до нашей эры там попытались воздвигнуть храм в честь богини-покровительницы города, но у вторгшихся в Грецию персов были другие планы. Теперь, когда началась мирная эпоха, самое время было вспомнить о былых замыслах. Но масштаб был уже совсем другой – такого великолепия страна еще не знала.К проекту привлекли выдающихся архитекторов и скульпторов того времени. Во-первых, это зодчий-"суперзвезда" Фидий, который, как считается, и стал автором ключевой идеи Парфенона. Позднее этот мастер создаст одно из семи чудес света – статую Зевса в Олимпии. Во-вторых, это Калликрат, которого считают главным архитектором Афин. Он занимался организационной стороной вопроса. Наконец, детальное архитектурное решение было поручено Иктину. По некоторым данным, на тот момент он уже работал над таким известным культовым сооружением как храм Аполлона Эпикурия в Бассах.Строительство Парфенона началось в 447 году до н.э. Храм посвящался богине мудрости, войны, покровительнице искусств, наук, ремесел, а заодно и главного греческого города – Афине. Слово Парфенон происходит от "парфенос" – девственный, а официальное название сооружения было Храм Афины Девы. Это качество как бы символизировало для жителей города его неприступность.Основные работы были закончены за какие-то 9 лет, еще 6 лет ушло на то, чтобы завершить убранство храма. Примечательно, что строили Парфенон не рабы, а свободные (хоть и небогатые) горожане, для которых Перикл организовал программу общественных работ. На сооружение потратили огромные деньги – по разным данным от 450 до 700 талантов. Для сравнения, боевой корабль стоил 1 талант. Перикла даже критиковали за такие расходы, но тот оправдался тем, что храм будет гордостью города на века, и оказался прав. К тому же налоги на горожан не поднимали. Беднота получила хороший источник дохода, а политик – дополнительную поддержку.Основной статьей расходов оказалась доставка главного строительного материала – мрамора с горы Пенделикон, расположенной в паре десятков километров от Афин. Кроме этого со всей Греции туда свозили драгоценные металлы, черное дерево и слоновую кость.Главным украшением храма стала статуя богини работы Фидия. Скульптура была сделана из дерева, слоновой кости и золота. Именно на этот благородный металл и позарился через 134 года тиран Лахар, снявший золотые листы со статуи, чтобы расплатиться со своими войсками. Этот эпизод можно назвать первым зафиксированным случаем нанесения ущерба храму. В III веке статуя исчезает, что именно с ней произошло неизвестно.В III веке нашей эры храм горел в результате вторжения варваров. Тогда он лишился обеих дверей, крыши, внутренних перекрытий.В V веке сокровища храма вывезли в Константинополь. А столетие спустя Парфенон начинают превращать в христианский храм. Во-первых, это сопровождалось перепланировками, а во-вторых, большую часть скульптур особо духовные люди посчитали неприемлемыми для своих ценностей – из-за наготы персонажей или их принадлежности к язычеству. Церемониться не стали, изваяния уничтожили или испортили.В середине XV века пришли турки. Они превратили Парфенон в мечеть, но это не беда, беда в том, что Османская империя постоянно воевала, и в результате одной из операций храму был нанесен уже непоправимый ущерб. В 1687 году город осаждали венецианцы. Тогдашние его хозяева не придумали ничего лучше, как устроить в Парфеноне пороховой склад в расчете на то, что нападавшие не посмеют стрелять по сокровищу мировой культуры. Но тех это обстоятельство не смутило. Одно из ядер угодило прямиком в склад, и вся средняя часть храма взлетела на воздух.Восстанавливать Парфенон после этого никто не стал, и местные жители начали его потихоньку растаскивать, в результате исчезла примерно половина скульптур. А турецкие хозяева разбирали сооружение, чтобы добыть из него свинец, использовавшийся для скрепления кладки между собой, из него отливали пули. Храм окончательно превращается в руины. Многие люди смотрели на все это с ужасом и пытались что-то спасти, из-за чего фрагменты некогда богатого скульптурного убранства оказывались в разных европейских городах и оседали в музеях или у коллекционеров.Больше всего на этом поприще преуспел британский лорд Элгин, который в начале XIX века с разрешения турецких властителей вывез в Великобританию примерно половину остававшихся на тот момент скульптур Парфенона. Кто-то называет это воровством, а кто-то – спасением культурного наследия для будущих поколений. К слову, сам аристократ на этой операции не то что рук не нагрел, а даже оказался в убытке: залез в долги и скрывался от кредиторов.Коллекция же была продана Британскому музею, от которого Эллада до сих пор безуспешно пытается получить "мраморы Элгина" назад, хотя некоторые другие европейские города понемногу идут навстречу и передают спасенное в прошлом греческим властям.Первые попытки реставрации Парфенона начались сразу после обретения Грецией независимости в 1832 году, впрочем, масштаб их был невелик. Свой современный вид Парфенон обрел в результате работы инженера Николаоса Баланоса, который взялся за дело уже в начале прошлого века. С одной стороны, были восстановлены колоннады, соединяющие фасады. С другой – делалось это без учета первоначального расположения мраморных блоков. А скрепляли их железом, которое ржавело и деформировалось, элементы сооружения растрескивались.В 1975 году начали все делать по уму, с учетом того, где какие фрагменты были изначально, а скрепляли их уже титаном.Скоро этому этапу работ исполнится полвека, а Парфенон и отдаленно не напоминает то, чем он некогда являлся. С другой стороны, прогресс, хоть медленный, но есть, Акрополь и Парфенон постепенно преображаются.Сейчас Парфенон – это периптер (прямоугольное сооружение) с 8 десятиметровыми колоннами на торцах (примерно 31 метр в длину каждый) и 17 по бокам (почти 70 метров), стоящий на трех мраморных ступенях. Частично восстановлен западный фасад.В наши дни реставраторы работают над одной из стен внутреннего помещения. Для реконструкции применяется больше 350 камней оригинальной постройки, плюс около сотни новых. Эта программа рассчитана минимум на 15 лет.Так что пока туристу, со стороны глядящему на Парфенон, должно помочь воображение и трехмерные реконструкции сооружения. И наше описание.АрхитектураОдна из главных особенностей архитектуры Парфенона – ее искривления, сделанные нарочно для того, чтобы несмотря на искажения зрения, здание выглядело бы "стройным". Для этого: основание, на котором стоят колонны, немного повышается к центру; угловые колонны торцевых фасадов имеют небольшой уклон опять-таки к центру; все колонны сделаны с небольшим утолщением посередине и сужением кверху; угловые колонны были чуть больше остальных в диаметре. То, что древние зодчие использовали эти приемы, выяснилось только в XIX веке.Кладка была сухой, без использования растворов, элементы соединялись железными скрепами и штырями, для заливки крепежа использовался свинец. Колонны состояли из барабанов, скреплявшихся деревянными стержнями.У здания были и стены, и ворота, и двускатная черепичная крыша.Многие его детали были раскрашены красным, синим и золотым цветами.Высота всего сооружения составляла почти 20 метров.Статуи и произведения искусстваГлавным культовым предметом храма была огромная (11-13 метров в высоту) статуя Афины Парфенос работы Фидия. Она располагалась ближе к восточному входу в так называемой целле. На изваяние ушло около тонны золота. Автора даже обвиняли в его воровстве, но тот сумел оправдаться. Перед статуей располагался небольшой бассейн – для поддержания необходимой для статуи влажности.Известно, что Афина была облачена в длинный хитон, в одной руке держала изображение богини победы Ники, в другой – копье, на груди у покровительницы города была голова Медузы Горгоны, в ногах лежал щит, а рядом свернулась змея.Также Фидий работал над некоторыми из многих других скульптур храма. Их можно разделить на 3 большие группы.Во-первых, это изваяния фронтонов, стоявшие под самой кровлей над входами в храм с торцов здания. Над восточным была запечатлена сцена рождения Афины, над западным – ссора Афины с Посейдоном. Сохранилось 30 статуй богов и героев: 19 в Британском музее, остальные в Афинах.Во-вторых, это метопы (всего их было 92) – прямоугольные панели, располагавшиеся по периметру всего сооружения уровнем ниже фронтонных скульптур. Здесь были горельефы с изображением сцен из борьбы богов и гигантов, кентавров и мифического племени великанов – лапифов, битва греков с амазонками и Троянская война. До наших дней дошло 57 метоп: 42 в Афинах, остальные в Британском музее.Наконец, это фриз, сверху опоясывавший целлу. На нем – барельефы с изображением ежегодной Панафинейской процессии, когда Афине подносилось новое одеяние – пеплос. Барельефная полоса составляет 160 метров, на ней 500 изображений – музыканты, жрецы, животные, всадники и колесницы. Сохранилось около ста пластин фриза, большая часть – в Британском музее.Интересные фактыВ американском Нэшвилле в конце XIX – начале XX века была построена полномасштабная копия Парфенона. Ее возвели, основываясь на научных данных того времени об оригинале.По некоторым данным, на одном из пальцев статуи Афины (по другим версиям – на Зевсе Олимпийском или Афродите Урании) зодчий Фидий увековечил имя своего возлюбленного – "прекрасного Пантарка".Фидий не избежал тюрьмы в Греции. Его обвинили в оскорблении божества за то, что на щите Афины он изобразил себя и Перикла. По одним данным, скульптор умер в заточении, по другим – в изгнании.Информация для туристовКак добраться. Совсем недалеко от Акрополя есть станция метро "Акрополис".Экскурсии. Как правило включают в себя посещение Акрополя и близлежащих достопримечательностей. Цены начинаются от нескольких десятков евро с человека.Режим работы. В сам Парфенон не пускают, так что насладиться видом можно только снаружи, лучше с территории Акрополя, к тому же там есть еще много чего интересного. Он открыт с 08:00 до 20:00 летом, в зимний период закрывается чуть раньше. Шесть дней в году место закрыто для посещений, уточняйте заранее.Цены. С ноября по март билет стоит 10 евро, в остальное время – 20 евро. В отдельные дни можно пройти бесплатно, например, с ноября по март в каждое первое воскресенье месяца.Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.

От "застывшей музыки" к экозданиям. Как меняется архитектура audio/mpegКак понять современную архитектуру. Продолжение audio/mpegПарфенон – храм богини Афины, где некогда находилась ее статуя высотой больше 10 метров. Памятник стоит в самом сердце греческой столицы на скале, возвышающейся над городом. О прошлом и настоящем Парфенона узнаете из материала радио Sputnik.ПарфенонГоворим архитектура – подразумеваем Парфенон. Этот величественный храм построен почти две с половиной тысячи лет назад. Он был и остается главной жемчужиной афинского Акрополя, символом мастерства древних зодчих. Каждый год достопримечательность привлекает миллионы посетителей. Уже почти полвека длится реставрация памятника. И хотя его лучшие дни давно миновали, он по-прежнему притягивает и своей красотой, и своей историей.ИсторияИнициатором строительства Парфенона стал правитель Афин – Перкил. С этим государственным деятелем связывают период высшего расцвета города – "периклов век". К этому времени греко-персидские войны закончились как нельзя лучше для эллинов, Афины по сути стали империей и распоряжались деньгами Афинского союза, созданного для борьбы с персами. К тому же у Перикла были амбиции превратить город в крупнейший религиозный и культурный центр Эллады. А на Акрополе – скале, возвышавшейся над полисом и служившей крепостью и резиденцией властей, уже имелась подходящая площадка: в начале V века до нашей эры там попытались воздвигнуть храм в честь богини-покровительницы города, но у вторгшихся в Грецию персов были другие планы. Теперь, когда началась мирная эпоха, самое время было вспомнить о былых замыслах. Но масштаб был уже совсем другой – такого великолепия страна еще не знала.К проекту привлекли выдающихся архитекторов и скульпторов того времени. Во-первых, это зодчий-"суперзвезда" Фидий, который, как считается, и стал автором ключевой идеи Парфенона. Позднее этот мастер создаст одно из семи чудес света – статую Зевса в Олимпии. Во-вторых, это Калликрат, которого считают главным архитектором Афин. Он занимался организационной стороной вопроса. Наконец, детальное архитектурное решение было поручено Иктину. По некоторым данным, на тот момент он уже работал над таким известным культовым сооружением как храм Аполлона Эпикурия в Бассах.Строительство Парфенона началось в 447 году до н.э. Храм посвящался богине мудрости, войны, покровительнице искусств, наук, ремесел, а заодно и главного греческого города – Афине. Слово Парфенон происходит от "парфенос" – девственный, а официальное название сооружения было Храм Афины Девы. Это качество как бы символизировало для жителей города его неприступность.Основные работы были закончены за какие-то 9 лет, еще 6 лет ушло на то, чтобы завершить убранство храма. Примечательно, что строили Парфенон не рабы, а свободные (хоть и небогатые) горожане, для которых Перикл организовал программу общественных работ. На сооружение потратили огромные деньги – по разным данным от 450 до 700 талантов. Для сравнения, боевой корабль стоил 1 талант. Перикла даже критиковали за такие расходы, но тот оправдался тем, что храм будет гордостью города на века, и оказался прав. К тому же налоги на горожан не поднимали. Беднота получила хороший источник дохода, а политик – дополнительную поддержку.Основной статьей расходов оказалась доставка главного строительного материала – мрамора с горы Пенделикон, расположенной в паре десятков километров от Афин. Кроме этого со всей Греции туда свозили драгоценные металлы, черное дерево и слоновую кость.Главным украшением храма стала статуя богини работы Фидия. Скульптура была сделана из дерева, слоновой кости и золота. Именно на этот благородный металл и позарился через 134 года тиран Лахар, снявший золотые листы со статуи, чтобы расплатиться со своими войсками. Этот эпизод можно назвать первым зафиксированным случаем нанесения ущерба храму. В III веке статуя исчезает, что именно с ней произошло неизвестно.В III веке нашей эры храм горел в результате вторжения варваров. Тогда он лишился обеих дверей, крыши, внутренних перекрытий.В V веке сокровища храма вывезли в Константинополь. А столетие спустя Парфенон начинают превращать в христианский храм. Во-первых, это сопровождалось перепланировками, а во-вторых, большую часть скульптур особо духовные люди посчитали неприемлемыми для своих ценностей – из-за наготы персонажей или их принадлежности к язычеству. Церемониться не стали, изваяния уничтожили или испортили.В середине XV века пришли турки. Они превратили Парфенон в мечеть, но это не беда, беда в том, что Османская империя постоянно воевала, и в результате одной из операций храму был нанесен уже непоправимый ущерб. В 1687 году город осаждали венецианцы. Тогдашние его хозяева не придумали ничего лучше, как устроить в Парфеноне пороховой склад в расчете на то, что нападавшие не посмеют стрелять по сокровищу мировой культуры. Но тех это обстоятельство не смутило. Одно из ядер угодило прямиком в склад, и вся средняя часть храма взлетела на воздух.Восстанавливать Парфенон после этого никто не стал, и местные жители начали его потихоньку растаскивать, в результате исчезла примерно половина скульптур. А турецкие хозяева разбирали сооружение, чтобы добыть из него свинец, использовавшийся для скрепления кладки между собой, из него отливали пули. Храм окончательно превращается в руины. Многие люди смотрели на все это с ужасом и пытались что-то спасти, из-за чего фрагменты некогда богатого скульптурного убранства оказывались в разных европейских городах и оседали в музеях или у коллекционеров.Больше всего на этом поприще преуспел британский лорд Элгин, который в начале XIX века с разрешения турецких властителей вывез в Великобританию примерно половину остававшихся на тот момент скульптур Парфенона. Кто-то называет это воровством, а кто-то – спасением культурного наследия для будущих поколений. К слову, сам аристократ на этой операции не то что рук не нагрел, а даже оказался в убытке: залез в долги и скрывался от кредиторов.Коллекция же была продана Британскому музею, от которого Эллада до сих пор безуспешно пытается получить "мраморы Элгина" назад, хотя некоторые другие европейские города понемногу идут навстречу и передают спасенное в прошлом греческим властям.Первые попытки реставрации Парфенона начались сразу после обретения Грецией независимости в 1832 году, впрочем, масштаб их был невелик. Свой современный вид Парфенон обрел в результате работы инженера Николаоса Баланоса, который взялся за дело уже в начале прошлого века. С одной стороны, были восстановлены колоннады, соединяющие фасады. С другой – делалось это без учета первоначального расположения мраморных блоков. А скрепляли их железом, которое ржавело и деформировалось, элементы сооружения растрескивались.В 1975 году начали все делать по уму, с учетом того, где какие фрагменты были изначально, а скрепляли их уже титаном.Скоро этому этапу работ исполнится полвека, а Парфенон и отдаленно не напоминает то, чем он некогда являлся. С другой стороны, прогресс, хоть медленный, но есть, Акрополь и Парфенон постепенно преображаются.Сейчас Парфенон – это периптер (прямоугольное сооружение) с 8 десятиметровыми колоннами на торцах (примерно 31 метр в длину каждый) и 17 по бокам (почти 70 метров), стоящий на трех мраморных ступенях. Частично восстановлен западный фасад.В наши дни реставраторы работают над одной из стен внутреннего помещения. Для реконструкции применяется больше 350 камней оригинальной постройки, плюс около сотни новых. Эта программа рассчитана минимум на 15 лет.Так что пока туристу, со стороны глядящему на Парфенон, должно помочь воображение и трехмерные реконструкции сооружения. И наше описание.АрхитектураОдна из главных особенностей архитектуры Парфенона – ее искривления, сделанные нарочно для того, чтобы несмотря на искажения зрения, здание выглядело бы "стройным". Для этого: основание, на котором стоят колонны, немного повышается к центру; угловые колонны торцевых фасадов имеют небольшой уклон опять-таки к центру; все колонны сделаны с небольшим утолщением посередине и сужением кверху; угловые колонны были чуть больше остальных в диаметре. То, что древние зодчие использовали эти приемы, выяснилось только в XIX веке.Кладка была сухой, без использования растворов, элементы соединялись железными скрепами и штырями, для заливки крепежа использовался свинец. Колонны состояли из барабанов, скреплявшихся деревянными стержнями.У здания были и стены, и ворота, и двускатная черепичная крыша.Многие его детали были раскрашены красным, синим и золотым цветами.Высота всего сооружения составляла почти 20 метров.Статуи и произведения искусстваГлавным культовым предметом храма была огромная (11-13 метров в высоту) статуя Афины Парфенос работы Фидия. Она располагалась ближе к восточному входу в так называемой целле. На изваяние ушло около тонны золота. Автора даже обвиняли в его воровстве, но тот сумел оправдаться. Перед статуей располагался небольшой бассейн – для поддержания необходимой для статуи влажности.Известно, что Афина была облачена в длинный хитон, в одной руке держала изображение богини победы Ники, в другой – копье, на груди у покровительницы города была голова Медузы Горгоны, в ногах лежал щит, а рядом свернулась змея.Также Фидий работал над некоторыми из многих других скульптур храма. Их можно разделить на 3 большие группы.Во-первых, это изваяния фронтонов, стоявшие под самой кровлей над входами в храм с торцов здания. Над восточным была запечатлена сцена рождения Афины, над западным – ссора Афины с Посейдоном. Сохранилось 30 статуй богов и героев: 19 в Британском музее, остальные в Афинах.Во-вторых, это метопы (всего их было 92) – прямоугольные панели, располагавшиеся по периметру всего сооружения уровнем ниже фронтонных скульптур. Здесь были горельефы с изображением сцен из борьбы богов и гигантов, кентавров и мифического племени великанов – лапифов, битва греков с амазонками и Троянская война. До наших дней дошло 57 метоп: 42 в Афинах, остальные в Британском музее.Наконец, это фриз, сверху опоясывавший целлу. На нем –
Комментарии (0)
Добавить
Комментарии для сайта Cackle



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика