Начал обгон и не вернулся - «Компьютеры и интернет»
Некоторые водители, стараясь обогнать фуру на заснеженной трассе, вдруг обнаруживают, что их машина перестала слушаться руля и не может вернуться в свою полосу. Транспортное средство начинает метаться по трассе, и водитель не может удержать его от съезда в кювет. Какие же ошибки чаще всего совершают водители, пытающиеся быстро опередить другое транспортное средство в гололед?
Попасть в сугроб колесами
В гололед и на заснеженной дороге легковой автомобиль на некоторых участках может плохо слушаться руля. Передние ведущие колеса проскальзывают, и машина реагирует на команды с задержкой. Поворачиваешь руль, а автомобиль еще секунду едет вперед. Управление становится нечетким, ватным, аморфным. На скорости свыше 60 км/ч при резком маневре иногда развивается снос. В этих условиях осуществление обгонов крайне опасно. Однако ехать надо, и если впереди оказывается какой-нибудь старый грузовик, сильно тормозящий движение, то обгонять его придется в любом случае.
Самая опасная ошибка при обгоне это «закусывание бровки». Водитель в спешке слишком сильно приближается к грузовику и резко выруливает на встречную полосу движения, из-за чего автомобиль может потерять устойчивость и слишком сильно отклониться к обочине.
В итоге левые колеса попадают в сугроб у края дороги, и автомобиль испытывает дополнительное сопротивление движению. Появляется разворачивающий момент, и порой кажется, что сугроб «засасывает» машину. Этот эффект в народе называют «закусыванием бровки». Слово «бровка» в этом случае означает не человеческую бровь, а борозду на земле.
Если запаниковать и начать тормозить, то автомобиль без АБС рискует завертеться волчком. Левые колеса в снегу проскальзывают, а правые на расчищенном асфальте колеи схватываются цепко за поверхность, из-за чего разворачивающий эффект усиливается. Автомобиль при резком торможении может изменить траекторию движения и рвануться в сторону обгоняемого грузовика.
Не менее опасно начать сильно крутить рулем в надежде, что машина выскочит из сугроба. Нередко она действительно выскакивает, но так как колеса встали плугом и смотрят не вперед на дорогу, а на грузовик, то и машина бросится под фуру, провоцируя опасное ДТП.
В общем, при «закусывании бровки» нельзя действовать резко. Вернуться на асфальт помогает комбинация легкого торможения с последующим добавлением газа. Придавливания тормозом способствуют небольшому развороту, а тяга на передних колесах помогает вытянуть машину из снежной ловушки.
Заднеприводные машины побеждают бровку хуже. У них центр тяжести смещен в базу, из-за чего при добавлении тяги на заднюю ось автомобиль может еще больше полезть в сугроб. Левое ведущее колесо начнет зарываться и пробуксовывать, а правое на асфальте окажется без тяги за счет срабатывания дифференциала. В этом случае необходимо плавно притормаживать и без газа с помощью руля выводить машину на асфальт.
Главное не крутить «баранку» в разные стороны слишком сильно. Это является главной причиной многих аварий.
Штурм снежного бруствера
Не менее опасен снежный нанос между двумя полосами движения. Преодолевать его необходимо на ровном газу и без резких рывков рулем. Если автомобиль стал рыскать или в его действиях появилась аморфность, нечеткость, то это значит, что при переваливании через снежный бруствер колеса оторвались от асфальта и всплыли в снежно-ледяной каше. В этом случае можно уменьшить газ или убрать его вовсе. Тогда автомобиль под действием тормозящего момента начнет приседать на переднюю ось и будет прижимать колеса к дороге, благодаря чему протектор, как скребок, прорежет снежные наносы посередине дороги.
Когда машина благополучно пробила снежный накат и встала на противоположную колею, то можно вновь разгоняться для совершения обгона.
Самый трудный и опасный маневр потребуется совершить после опережения крупногабаритного транспортного средства.
Необходимо вырваться вперед минимум на 50 м, чтобы иметь запас по времени и пространству для возвращения на свою полосу. Для этого скорость вновь сбрасывается до безопасных 80 км/ч, и снежный бруствер штурмуется в обратную сторону так же на ровном газу или без газа вовсе с небольшим замедлением за счет сопротивления в трансмиссии и в моторе. Только после прохода
снежного бруствера и выезда на свою колею можно вновь разгоняться.
Если не придерживаться этого алгоритма действий и пробивать снежный навал на открытом газу, да еще и с ускорением, то велик риск, что всплывшие в жиже колеса сорвутся в пробуксовку, и автомобиль поведет в сторону. Водитель, как правило, корректирует увод с помощью руля, еще больше дестабилизируя автомобиль, в то время как корма также всплывает над дорогой на скользком слежавшемся снегу навала. В этот момент из-за резкой рулежки под снос передней оси может начаться занос кормы, и автомобиль получает очень опасные колебания кузова, способные привести к серьезной аварии.
В общем, перестроения на заснеженной дороге требуют гораздо больше времени и пространства, чем летом или осенью. На скользких нерасчищенных участках дороги лучше вовсе отказаться от обгонов и терпеливо ехать за фурой, пока не появится безопасное расчищенное от снега место.