От бытовых убийств до интеллектуальных преступлений: интервью со следователем по особо важным делам Сергеем Шершневыма
— Как Вы стали следователем, это была детская мечта?
— Я в детстве видел себя в юридической специальности, она мне нравилась. После института искал работу. Дядя у меня адвокат, раньше работал следователем. Много рассказывал о профессии, я заинтересовался. Начинал в полиции: прошёл путь от работы в райотделе до следователя следственной части по расследованию организованной преступной деятельности. Год назад перешёл в Следственный комитет. А общий стаж уже 13 лет.
— Не жалеете, что ушли из полиции?
— Нет. В Следственном комитете другая структура расследования, другая школа расследования. Дела посложнее. Давно хотел перейти, вот смелости набрался и перешёл. Был ещё такой «знак судьбы»: когда работал в полиции руководитель следственного управления СК России по Рязанской области генерал-лейтенант Владимир Анатольевич Никешкин вручил мне Благодарность за помощь в раскрытии преступления. Тогда всё окончательно решил для себя.
— Какое дело запомнилось больше всего?
— Было такое дело. 14 декабря 2018 в посёлке Шпалозавода в Борках трое неизвестных напали на мужчину и с применением огнестрельного оружия, похитили крупную сумму денег. Преступление долго не удавалось раскрыть.
— Как удалось вычислить напавших?
— Был проведён колоссальный объём работы. Вычислили номера телефонов людей, которые находились в районе совершения преступления. Отрабатывали их, по цепочке вычислили подозреваемых. При обыске удалось обнаружить ценную улику – преступники установили на автомобиле потерпевшего «жучок», коробку от него нашли в квартире обвиняемого.
— Часто ли сталкиваетесь с противодействием расследованию со стороны обвиняемых?
— Всякое случалось за столько лет работы. Обвиняемые и их адвокаты порой очень изобретательны. Чем грамотней и опытней следователь, тем меньше лазеек он оставляет для противодействия.
— Есть категории преступлений, которые вам пока не доводилось расследовать, но хотелось бы?
— Да таких уже не осталось (смеётся). Убийства, мошенничества, преступления против половой неприкосновенности личности, коррупционные, должностные преступления расследовал. Был в группе по расследованию ряда резонансных дел.
— Расскажите о семье, конфликты бывают из-за задержек на работе?
— Моя супруга – это мой надёжный тыл. Конечно, она хочет чаще видеть меня дома, но с пониманием относится к моей работе, во всём поддерживает.
— Времени на отдых хватает? Как проводите отпуск?
— Время работает против следователя. Хочется больше времени дома проводить с семьей, а по факту работа занимает львиную его долю. Хобби есть – спорт. Я мастер спорта по плаванию. Люблю активный отдых. В отпуск всегда стараемся выезжать из Рязани, путешествуем по России.
— Моральное удовлетворение есть от раскрытия дел?
— Конечно, есть – когда направляешь дело в суд и когда выносят справедливый приговор. Мне нравится моя работа. Я вижу результаты своей деятельности.
— За приговорами по своим делам следите?
— Да, приговоры отслеживаю, смотрю судебную практику. Когда болеешь за своё дело, нельзя бросить его на середине. По тем делам, которые я направлял в суд, самый суровый приговор вынесли мужчине за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего, – 9,5 лет лишения свободы.
— На ваш взгляд, какими качествами должен обладать следователь?
— Должен быть аналитический склад ума. Следователь должен уметь направить расследование в нужное русло, находить общий язык с людьми. Следственная работа – она живая, не терпит равнодушия и апатии. Безусловно, следователь должен быть честным, грамотным и выдержанным. Грамотный следователь не просто идёт на следственное действие, а планирует расследование, тактически просчитывает каждый шаг: допрос, очную ставку и так далее. И конечно, следователь в своей работе всегда должен руководствоваться законом.